воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Канал Гранде в Венеции

Пятая авеню в Нью-Йорке, Пиккадилли в Лондоне, Елисейские поля в Париже, Крещатик в Киеве, Тверская в Москве. Улицы эти не просто транспортные магистрали, по которым спешат пешеходы и едут машины. Они давно стали визитными карточками, по которым судят о городе и стране в целом. Есть такое знаковое место и в Венеции. Это — Канал Гранде, Большой канал.  Венецианская лагуна — это обширное мелководье в северо западной части Адриатики, отделенное от моря длинной косой. Здесь множество островов. Начиная с V в.н.э. на них стали селиться жители Апеннин, спасавшиеся от варварских орд, хозяйничавших на землях бывшей Римской империи. Едва выступавшие из воды клочки суши люди постепенно укрепили сваями, соединили мостами, выстроили на островах прекрасные здания. Так возникла Венеция.   От большой земли к Венеции проложен четырехкилометровый мост Понте-делла-Либерта, мост Свободы. Те, кто добираются до Венеции на автомобилях, мопедах, мотоциклах, пересекают залив и попадают на пьяцале Рома, площадь Рима. Здесь приезжие оставляют транспорт на стоянке и дальше передвигаются либо пешком, либо по воде.
Пьяцале Рома — конечный пункт и рейсовых автобусов, курсирующих между материком и городом.
Площадь лежит в западной части Венеции, там, где от главной ее водной магистрали, Каналь Гранде ответвляется канал Рио-Нуово.
В плане Венеция похожа на рыбу, тело которой прорезано четырехкилометровым зигзагом Большого канала.
Вдоль него выстроились, пожалуй, лучшие палаццо города. Большинство этих дворцов построены в XV — XVI веках. Самые поздние датируются XVII столетием. С того времени облик канала практически не менялся.
Первая остановка на пути — палаццо Вендрамин Калерджи. Дворец построили в XVI веке. Он неплохо сохранился. Палаццо считается классическим образцом венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Здесь умер великий композитор Рихард Вагнер. Сейчас здесь казино. Это роскошное здание построил архитектор Мауро Кадусси. Он автор проектов нескольких венецианских церквей и дворцов. В первой половине XVIII века палаццо перешел к знатной семье Вендрамин Калерджи — отсюда и его название. В 1946 г. дворец выкупил город, а в 59-м в нем было открыто казино. Единственное на Большом канале. Казино-ди-Венеция принадлежит городу. Он получает примерно половину годовой выручки, а это несколько сотен миллионов евро. Другая половина идет на оплату персонала и поддержание дворца в надлежащем состоянии.
Золотой дом, Ка-д-Оро, когда-то принадлежал знатной венецианской семье Контарини. Построили его в XV веке архитекторы отец и сын Буоны. Для украшения фасада они широко использовали сусальное золото, самые дорогие краски того времени — киноварь и ультрамарин. На людей, проплывавших мимо по Каналу, дом производил ошеломляющее впечатление. Впрочем, и без ультрамарина этот образец венецианской готики выглядит прекрасно. Владельцы у дома менялись. В XIX веке зданием владел князь Трубецкой, который подарил его итальянской балерине Марии Тальони. Последний владелец, барон Франкетти передал Золотой дом городу. Сейчас тут Музей живописи, скульптуры и прикладного искусства.
От Золотого дома до палаццо Ка-да-Мосто плыть всего ничего. Этот дворец тоже имеет отношение к русской истории. Палаццо Ка-да-Мосто построен, страшно подумать, в XIII веке. Для нас дом интересен тем, что здесь в конце XVIII века под именем графа и графини Северных останавливались будущий император Павел с женой Марией Федоровной. Сегодня вид у здания заброшенный. Дом принадлежал семейству Мосто, эту фамилию носили несколько знаменитых венецианских флотоводцев. С XV по XIX век в палаццо размещалась гостиница 'Белый лев'. В ней-то и занимал апартаменты будущий император.
Частных, принадлежащих одной семье, дворцов на Каналь Гранде не осталось. В одних палаццо теперь отели, в других рестораны, офисы, музеи. Называют их, как и прежде, именами бывших хозяев.
С Х по XVI столетие Венеция была центром средиземноморской торговли. Большую часть товаров купцы продавали и обменивали на берегах Большого канала. Сейчас здесь торгуют в основном сувенирами. Но и рынки есть. Их два — овощной и рыбный, оба у дворца Ка Пезаро.
В Средние века город был наводнен иностранными купцами. Останавливались они в гостиных дворах. Один из них называется Фондако-деи-Тедески — это бывшее немецкое подворье. Построено оно в 1508 году. Тогда это было самое большое иностранное представительство в городе: со своими складом, конторами, гостиницей. В центре огромного внутреннего двора — колодец. Сейчас в здании находится почтамт. Сам Бог велел отправить отсюда домой открытку с видом Большого Канала.
Фондако-деи-Тедески стоит у самого моста Риальто — одного из символов Венеции. Он построен в самом узком месте канала, между берегами всего 28 метров. Каменный мост появился только в XVI веке, до него были деревянные, которые исправно горели.  Шум, гам, сутолока — таким мост Риальто был всегда. Только сегодня в аркадах в основном лавки с сувенирами. В Венеции 446 мостов. Через Большой канал, главную магистраль города, перекинуто только три.
Представить себе главную улицу Венеции без постоянно снующих во всех направлениях водных трамвайчиков 'вапаретто' невозможно. 'Вапаретто', в переводе с итальянского 'пароходик' — здесь главный транспорт. Стоимость проезда в среднем 5 евро.
Плавать по Каналь Гранде одно удовольствие. Все вежливы, улыбчивы, пропускают друг друга. Когда какая-нибудь посудина совершает маневр, другие спокойно ждут, пока дорога освободится.  Аварии, серьезные столкновения лодок на Каналь Гранде случаются не часто, но все же случаются. Поэтому нужно быть предельно осмотрительным. Вдруг какому-нибудь лихачу вздумается проскочить перед носом у вашей гондолы. Скорость движения судов в Венеции ограничена 20 км в час. Иначе они поднимают слишком большие волны, которые наносят ущерб стоящим в воде домам.
Редкое здание на Каналь Гранде не связано с именем какого-нибудь исторического лица. Маленький, похожий на кусок праздничного торта, дворец, палацетто Дандоло, назван в честь дожа, правившего Венецией в XII веке. Ему город во многом обязан своим процветанием. В доме, который раньше стоял на месте маленького дворца, и родился Дандоло. Венецианский дож устроил так, что крестоносцы взяли и разграбили Константинополь, столицу Византии. Византийские сокровища хлынули в Венецию.
Чуть дальше стоит палаццо Барбаро, где жил художник Моне, а также писатель Генри Джеймс. Его пригласили в Венецию тогдашние владельцы дворца американские миллионеры Кертисы.
Покосившийся палаццо Дарио, стоящий на другом берегу Канала, Генри Джеймс сравнивал с карточным домиком, к которому страшно прикоснуться. Построен он был для посла Венеции в Константинополе Джовани Дарио. Репутация у дворца хуже некуда. Дочь Дарио и его зять трагически погибли. Та же участь постигла многих, кто рискнул поселиться в палаццо. Один из последних владельцев — промышленный магнат — застрелился в 1992 году. Сейчас зданием владеют американцы. Интересно, знают ли они о том, что в доме неспокойно.
Один из самых больших дворцов на Канале, палаццо Корнер-делла-Ка-Гранде, был построен архитектором Якопо Сансовино в 1561 году для Джакомо Корнаро, племянника кипрской королевы. Сейчас здесь заседает правительство города.
Церковь Санта-Мария-дела-Салуте стоит уже на самом выходе из Канала. В 1630 г., когда в Венеции свирепствовала эпидемия чумы, Сенат дал обет: если эпидемия отступит, построить церковь, посвященную Мадонне Исцеляющей.
Раз в году, 21 ноября, в день Благодарения Деве Марии, от церкви до противоположного берега выстраивают переправу из лодок, по которой паломники могут пройти в Санта-Мария-делла-Салуте на торжественную мессу.
Ну вот и остался позади Канал Гранде остался позади. Может обратно тем же путем, чтобы еще раз взглянуть на город, проплывающий мимо. А может.... Но тут уж каждый выбирает свои пути....

Источник: 1001tours.com

Комментариев нет:

Отправить комментарий