воскресенье, 14 ноября 2010 г.

Венеция. Дворец Дожей. Взгляд внутрь.

Дворец дожей имеет только один коридорообразный вход-портал - громадные бронзовые ворота, которые называются "Porta dell Carta" ("Врата бумаги"). Происхождение этого названия ученые трактуют двояко. Возможно, оно произошло от находившегося неподалеку архива документов или, может быть, потому, что когда-то здесь сидели писцы и помогали составлять горожанам бумаги, жалобы и прошения.

Портал этот был создан в 1438-1441 годы Дж.Б. Буон. Обилие орнаментов на входе доведено до предела, а тонкость их исполнения - до ювелирной работы. Это фантастическое кружево когда-то блистало позолотой и лазурью. Скульптурная группа над входом изображала крылатого льва Святого Марка и коленопреклоненного перед ним дожа Ф. Фоскари. В XIX веке барельеф заменили новым, а от старой скульптуры сохранились только фрагменты.

Через "Porta dell Carta" посетители попадают во внутренний двор, окруженный двухъярусными мраморными аркадами и украшенный восемью древнегреческими скульптурами. Особое внимание обращает на себя статуя генерала М. делла Ровере, герцога Урбинского (работа скульптора Д. Бандини). Посередине двора до сих пор стоят и два пышных бронзовых колодца-водоема, которые поставляли лучшую во всей Венеции воду. Множество торговок водой ежедневно заполняли внутренний двор Дворца дожей и разносили отсюда свое холодное и вкусное питье даже в самые отдаленные кварталы Венеции.

Из внутреннего двора во Дворец ведет громадная лестница Гигантов, вырубленная из чистейшего каррарского мрамора. В 1554 году на верхней площадке лестницы установили огромные мраморные статуи Марса и Нептуна - военного и морского покровителей Венеции (работа Я. Сансовино), с тех пор лестница и получила свое нынешнее название.

На верхней площадке лестницы Гигантов происходили все торжественные церемонии, совершаемые Венецианской республикой, и самой пышной из них было венчание дожа. Тогда лестница превращалась как бы в гигантский трон, а старейший член Совета возлагал на голову нового правителя драгоценный головной убор - символ власти дожа.

В XVI веке во Дворце дожей построили Золотую лестницу, по которой из галереи второго этажа во дворец могли входить только те венецианцы, чьи имена значились в "Золотой книге". Эту книгу жители Венеции составили в 1315 году и вписали в нее 200 семейств, кому принадлежала власть с тех пор и, как они тогда полагали,... навеки. "Золотая книга" хранилась в особой комнате, которая была устроена под Золотой лестницей в 1180 году дожем Циани.

Золотая лестница вела в "Зал Большого Совета" - самый большой зал не только в Венеции, но и во всей Италии: его размеры - 54х25х15 метров. Этот гигантский зал двусветный, а окна его выходят на лагуну. Огромный плоский потолок "Зала Большого Совета" затянут роскошными живописными полотнами, окаймленными тяжелыми вызолоченными узорами.

Перед восточной стеной в "Зале Большого Совета" на возвышении установлены трон дожа и кресла шести членов Малого Совета. А над ними всю стену занимает одна из самых больших картин в мире - "Рай" Я. Тинторетто (ее размеры - 22х7 метров). На этой картине художник с удивительным мастерством скомпоновал многие сотни фигур, будто увлекаемых вихрящимся космическим движением.

Из "Зала Большого Совета" посетители проходят в "Зал выборов" (или "Зал жребия"), который называется так потому, что во времена Республики в нем проходило публичное баллотирование чиновных лиц, а иногда и их осуждение. Здесь же выносились и приговоры, но с оружием в этот зал никто входить не смел.

Массивный потолок "Зала выборов" богато украшен резьбой и позолотой. Кроме того, в нем размещены три большие овальные картины, два квадрата и 12 неправильных треугольников, в которых представлены аллегорические сюжеты, написанные художником Падованино.

Верховный суд Венецианской республики вершился в "Зале Совета десяти", о котором в прежние времена венецианцы думали с содроганием. Перед ним располагается "Зал компаса" - некогда передняя "Зала Совета десяти", а заодно и инквизиции, в которой осужденные с трепетом и ужасом ожидали приговора. Здесь же находилась и всем известная "Львиная пасть", в которую опускались сообщения и доносы.

Потолок "Зала компаса" состоит из трех огромных овалов и 12 четырехугольников, заполняющих углы. Этот плафон был расписан П. Веронезе, и на первом большом овале он изобразил "Триумф Венеции", представив ее в виде носящейся в облаках богини, окруженной аллегорическими фигурами Славы, Силы, Богатства.... Но один из овалов в настоящее время пуст. Раньше в нем находился "Святой Марк, окруженный святыми", но в 1797 году картина была вывезена в Париж и выставлена в Лувре, где вызвала восторг и удивление посетителей.

Плафон самого "Зала Совета десяти" тоже является чудом живописного искусства - как по орнаментам архитектора Д. Барбаро, так и по живописным полотнам. Первое место среди них, бесспорно, принадлежит произведениям П. Веронезе. Но из его картин на плафоне остались только "Старик, сидящий у ног женщины" и некоторые другие. Лучшие полотна этого плафона - "Юнона" и "Юпитер, громящий пороки" были сняты с потолка и вывезены. Первая из них находится сейчас в Брюсселе, а вторая была увезена французами и теперь тоже выставлена в Лувре.

В "Зале Совета десяти" сейчас помещены превосходно написанные портреты всех дожей, правивших в Венеции. Но на месте, где должен быть портрет дожа Марино Фальери, видна только пустая овальная рама, а под ней надпись: "Здесь место Марино Фальери, казненного за измену".

Из "Зала Совета десяти" осужденные через особую секретную лестницу следовали в самую верхнюю часть Дворца, которая называлась "Свинцовой кровлей", а также "Свинцами" или "Пломбами". В анфиладах пышных зал теснились чудеса искусства, красоты и наслаждения жизнью, а над плафонами, блещущими неудержимой фантазией художников, в свинцовых чердаках стонали узники. В стенах тесных коридоров до сих пор чернеют отверстия, в которые и десятилетний ребенок, если и сможет войти, то только сгорбившись. Затворы и железные решетки отсюда давно исчезли, но по стенам еще и сейчас видны обгорелые остатки деревянной обшивки, которая хоть как-то охраняла узников от сырости....

С величайшим богатством и тщательностью отделан "Посольский зал" Дворца дожей. Кажется, что при возведении этого зала его создатели хотели, чтобы чужестранец сразу почувствовал все могущество и славу Венецианской республики. Поэтому грандиозность размеров "Посольского зала", сказочная роскошь его обстановки и убранства из драгоценных материалов спорили с бесценностью художественных произведений. Среди последних выделяются четыре огромные картины Я. Тинторетто: "Дож Андрей Гритри, преклоненный перед Святой Девой, ангелами и святыми", "Обручение Святой Екатерины", "Святая Дева в вечной славе" и "Дож Моченичо перед явившимся ему Спасителем".

Главная стена над троном в "Посольском зале" занята огромным произведением П. Веронезе "Дож Велье, Венеция, Святая Жиуста и аллегория Веры, преклоненные взирают на явление Спасителя в его славе, окруженного сонмом святых, ангелов и архангелов". Весь фон этой картины наполнен облаками, происходящими от этого чудесного небесного видения. Только на правой стороне картины, позади коленопреклоненных фигур, видна Венеция, опирающаяся на море, покрытое многочисленными судами и гондолами...
Источник: build.rin.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий